среда, 21 декабря 2011 г.

Иехиэль Равребе

Одним из самых эрудированных студентов на Курсах востоковедения был высокий сутулый блондин,выходец из набожной хасидской семьи Йехиэль Равребе. Он родился в 1882 году в местечке Барановка Волынской губернии. Все местные евреи были хасидами,приверженцами Макаровского цадика.
На Курсах востоковедения это был один из первых студентов. Он поражал всех глубоким знанием Танаха, раввинской литературы, иврита, арамейского языка. Юноша отличался такой застенчивостью и деликатностью, что почти не имел друзей. Никто не знал, что он женат (егт жена Эсфирь Марковна приехала в Петербург много позднее). Б.Д.Иоффе, дочь петербургского раввина Каценеленбогена, детям которого Йехиэль преподавал иврит, рассказывала, что ее мать все недоумевала,почему такой приятный молодой человек уклоняется от любых попыток ее сосватать.
В первые годы учебы на курсах Равребе жил в общежитии на Восьмой линии, 33. Никого не удивляло, что он занял там отдельную комнату, — так велик был авторитет этого скромного студента. Однако официального права на жительство в столице получить не удавалось. В конце концов, барон Гинцбург выхлопотал Равребе вид на жительство в качестве… мастера по изготовлению чернил.
Йехиэль Израилевич был прирожденным ученым, книжником и сторонился бурной общественной жизни.Однако у него были свои увлечения и привязанности. Он посещал Общество любителей древнееврейского языка и Общество любителей еврейской литературы.Будучи поэтически и музыкально одаренным, он перевел на иврит диалоги к опере Сен-Санса «Самсон и Далила», поставленной в Тенишевском училище режиссером Голинкиным. Стихи Равребе получили признание. В девятисотых годах он печатался в таком солидном литературном журнале на иврите, как «А-шилоах»,в котором сотрудничал Х.Н.Бялик. З.Рубашов вспоминал, как Йехиэль читал ему свои стихи, полные романтических мотивов.
В 1926 году в «Еврейской летописи» появилась статья Равребе «Свадьбамакаровского цадика», являющаяся ценным свидетельством о жизни российских хасидов. В 1928 году в «Еврейской старине» была напечатана работа,посвященная лжемессианскому движению Шабтая Цви.
Число еврейских научных изданий в России резко сократилось. Некоторые труды Равребе печатал за границей, но в Советском Союзе их уже мало кто мог оценить — многие еврейские ученые эмигрировали. Равребе остро чувствовал, что нужно спасать еврейские источники от гибели. Он писал:
«Не пора ли еврейским историкам, этнографам, композиторам и бытописателям взяться за раэбор нашего наследия… пока мировая буря не рассеяла его остатки по семи морям?..»
В 1934 и 1935годах в Ленинграде были выпущены два сборника информационных бюллетеней еврейской группы отдела национальностей Публичной библиотеки. Равребе не только редактировал сборники, но и поместил в них наиболее весомый материал с описанием фонда старинных рукописей. Бюллетень размножался на мимеографе мизерным тиражом. Это было последнее «еврейское» периодическое издание в Ленинграде. Широкий научный резонанс вызвала статья Равребе «Оклинописных текстах из Рас-Шамра», опубликованная в 1935 году в «Известиях АН СССР».
В конце тридцатых годов ученого арестовали. Некоторое время он сидел в Крестах, и передачи ему носила его бывшая ученица Берта Давыдовна Иоффе. В Эрец-Исраэль Д.Кривицкий с помощью З.Рубашова и Х.Н.Бялика сумел выхлопотать для Равребе сертификат на въезд в Палестину. Документ переслали британскому консулу в Москве, но было уже поздно…
В плеяде еврейских ученых нового времени Иехиэль Равребе был звездой первой величины. К сожалению,взошла она в период заката еврейской жизни в России.
==================

РАВРЕБЕ
Иехиель
(Иохиель, Иехиэль,
Ихиль; Михаил)
Израилевич
(1883-1939)

Гебраист, семитолог. Род. в м. Барановка на Волыни, в семье нищего меламеда. С 12 лет сам добывал средства на жизнь уроками и тем, что помогал посетителям кладбища разбирать полустертые надгробные надписи на древнеевр. яз. Ок. Высшие курсы востоковедения барона Д. Г. Гинцбурга (1908-13); оставлен преп. там же, но курсы вскоре закрылись. До 1918 преп. в евр. школах. В 1918-25 преп. в Петрограде в новооткрытом ИВЕЗ. Принадлежа более к традиц. евр. школе гебраистики, Р. стремился овладеть также всеми достижениями акад. гебраистики, для чего поступил в 1919 на ФВЯ ПУ и ок. его в 1922. Попутно с учебой и преп. Р. зав. биб-кой ИВЕЗ, был секр., чл. к-та и зав. архивом ЕИЭО, а в 1924-25 также и Евр. акад. биб-кой, однако в 1925-27 эти учреждения, как и все др. некоммун. нац. общ-ва и организации, были ликвидированы или удалены из Ленинграда. Р. переехал в Минск (1927), где работал сотр. Ин-та евр. культуры и зав. каф. семитологии в Белорусском ГУ. В 1930 каф. была закрыта, и он вновь вернулся в Ленинград, где с 1931 (и до ареста) зав. евр. отд-нием (евр. фондом) ОР ГПБ. Совмещал обработку огромной коллекции древнеевр. рукописей с плодотворной науч. работой; незадолго до ареста акад. В. В. Струве и И. Г. Франк-Каменецкий (а также со своей стороны - дирекция ГПБ) ходатайствовали о присвоении ему уч. степ. докт. наук. В 1930-е работал также в ИЯМ, по плану которого занимался дешифровкой новооткрытого клинописного угаритского письма. С 1936 по совмест. науч. сотр. ЛО ИИ. В 1930-е жил в Ленинграде в "доме С. М. Кирова" (Каменноостровский пр., 26/28). Арестован 26 окт. 1937. Обвинен в принадлежности к "антисов. фашистской националист. организации", под которой следствием понимался кружок поэтов и любителей евр. лит-ры, сформировавшийся вокруг известного поэта Х. Ленского; многие чл. кружка были арестованы еще в 1934 (см.: Велькович, Р. М. Левин). 8 мая 1938 осужден ОСО при НКВД СССР на 8 лет ИТЛ (ст. 58-10, 11 УК РСФСР)*. Отправлен в СевВостЛаг (Колыма). Умер во Владивостокском пересыльном лагере 7 февр. 1939. Многие работы Р. остаются неизд. Реабилитирован заключением Прокуратуры г. Ленинграда от 30 марта 1989*.

Комментариев нет:

Отправить комментарий