На Курсах востоковедения это был один из первых студентов. Он поражал всех глубоким знанием Танаха, раввинской литературы, иврита, арамейского языка. Юноша отличался такой застенчивостью и деликатностью, что почти не имел друзей. Никто не знал, что он женат (егт жена Эсфирь Марковна приехала в Петербург много позднее). Б.Д.Иоффе, дочь петербургского раввина Каценеленбогена, детям которого Йехиэль преподавал иврит, рассказывала, что ее мать все недоумевала,почему такой приятный молодой человек уклоняется от любых попыток ее сосватать.
В первые годы учебы на курсах Равребе жил в общежитии на Восьмой линии, 33. Никого не удивляло, что он занял там отдельную комнату, — так велик был авторитет этого скромного студента. Однако официального права на жительство в столице получить не удавалось. В конце концов, барон Гинцбург выхлопотал Равребе вид на жительство в качестве… мастера по изготовлению чернил.
Йехиэль Израилевич был прирожденным ученым, книжником и сторонился бурной общественной жизни.Однако у него были свои увлечения и привязанности. Он посещал Общество любителей древнееврейского языка и Общество любителей еврейской литературы.Будучи поэтически и музыкально одаренным, он перевел на иврит диалоги к опере Сен-Санса «Самсон и Далила», поставленной в Тенишевском училище режиссером Голинкиным. Стихи Равребе получили признание. В девятисотых годах он печатался в таком солидном литературном журнале на иврите, как «А-шилоах»,в котором сотрудничал Х.Н.Бялик. З.Рубашов вспоминал, как Йехиэль читал ему свои стихи, полные романтических мотивов.
В 1926 году в «Еврейской летописи» появилась статья Равребе «Свадьбамакаровского цадика», являющаяся ценным свидетельством о жизни российских хасидов. В 1928 году в «Еврейской старине» была напечатана работа,посвященная лжемессианскому движению Шабтая Цви.
Число еврейских научных изданий в России резко сократилось. Некоторые труды Равребе печатал за границей, но в Советском Союзе их уже мало кто мог оценить — многие еврейские ученые эмигрировали. Равребе остро чувствовал, что нужно спасать еврейские источники от гибели. Он писал:
«Не пора ли еврейским историкам, этнографам, композиторам и бытописателям взяться за раэбор нашего наследия… пока мировая буря не рассеяла его остатки по семи морям?..»
В 1934 и 1935годах в Ленинграде были выпущены два сборника информационных бюллетеней еврейской группы отдела национальностей Публичной библиотеки. Равребе не только редактировал сборники, но и поместил в них наиболее весомый материал с описанием фонда старинных рукописей. Бюллетень размножался на мимеографе мизерным тиражом. Это было последнее «еврейское» периодическое издание в Ленинграде. Широкий научный резонанс вызвала статья Равребе «Оклинописных текстах из Рас-Шамра», опубликованная в 1935 году в «Известиях АН СССР».
В конце тридцатых годов ученого арестовали. Некоторое время он сидел в Крестах, и передачи ему носила его бывшая ученица Берта Давыдовна Иоффе. В Эрец-Исраэль Д.Кривицкий с помощью З.Рубашова и Х.Н.Бялика сумел выхлопотать для Равребе сертификат на въезд в Палестину. Документ переслали британскому консулу в Москве, но было уже поздно…
В плеяде еврейских ученых нового времени Иехиэль Равребе был звездой первой величины. К сожалению,взошла она в период заката еврейской жизни в России.
==================
Гебраист, семитолог. Род. в м. Барановка на Волыни, в семье нищего меламеда. С 12 лет сам добывал средства на жизнь уроками и тем, что помогал посетителям кладбища разбирать полустертые надгробные надписи на древнеевр. яз. Ок. Высшие курсы востоковедения барона Д. Г. Гинцбурга (1908-13); оставлен преп. там же, но курсы вскоре закрылись. До 1918 преп. в евр. школах. В 1918-25 преп. в Петрограде в новооткрытом ИВЕЗ. Принадлежа более к традиц. евр. школе гебраистики, Р. стремился овладеть также всеми достижениями акад. гебраистики, для чего поступил в 1919 на ФВЯ ПУ и ок. его в 1922. Попутно с учебой и преп. Р. зав. биб-кой ИВЕЗ, был секр., чл. к-та и зав. архивом ЕИЭО, а в 1924-25 также и Евр. акад. биб-кой, однако в 1925-27 эти учреждения, как и все др. некоммун. нац. общ-ва и организации, были ликвидированы или удалены из Ленинграда. Р. переехал в Минск (1927), где работал сотр. Ин-та евр. культуры и зав. каф. семитологии в Белорусском ГУ. В 1930 каф. была закрыта, и он вновь вернулся в Ленинград, где с 1931 (и до ареста) зав. евр. отд-нием (евр. фондом) ОР ГПБ. Совмещал обработку огромной коллекции древнеевр. рукописей с плодотворной науч. работой; незадолго до ареста акад. В. В. Струве и И. Г. Франк-Каменецкий (а также со своей стороны - дирекция ГПБ) ходатайствовали о присвоении ему уч. степ. докт. наук. В 1930-е работал также в ИЯМ, по плану которого занимался дешифровкой новооткрытого клинописного угаритского письма. С 1936 по совмест. науч. сотр. ЛО ИИ. В 1930-е жил в Ленинграде в "доме С. М. Кирова" (Каменноостровский пр., 26/28). Арестован 26 окт. 1937. Обвинен в принадлежности к "антисов. фашистской националист. организации", под которой следствием понимался кружок поэтов и любителей евр. лит-ры, сформировавшийся вокруг известного поэта Х. Ленского; многие чл. кружка были арестованы еще в 1934 (см.: Велькович, Р. М. Левин). 8 мая 1938 осужден ОСО при НКВД СССР на 8 лет ИТЛ (ст. 58-10, 11 УК РСФСР)*. Отправлен в СевВостЛаг (Колыма). Умер во Владивостокском пересыльном лагере 7 февр. 1939. Многие работы Р. остаются неизд. Реабилитирован заключением Прокуратуры г. Ленинграда от 30 марта 1989*.
==================
РАВРЕБЕ
Иехиель
(Иохиель, Иехиэль,
Ихиль; Михаил)
Израилевич
(1883-1939)
Иехиель
(Иохиель, Иехиэль,
Ихиль; Михаил)
Израилевич
(1883-1939)
Гебраист, семитолог. Род. в м. Барановка на Волыни, в семье нищего меламеда. С 12 лет сам добывал средства на жизнь уроками и тем, что помогал посетителям кладбища разбирать полустертые надгробные надписи на древнеевр. яз. Ок. Высшие курсы востоковедения барона Д. Г. Гинцбурга (1908-13); оставлен преп. там же, но курсы вскоре закрылись. До 1918 преп. в евр. школах. В 1918-25 преп. в Петрограде в новооткрытом ИВЕЗ. Принадлежа более к традиц. евр. школе гебраистики, Р. стремился овладеть также всеми достижениями акад. гебраистики, для чего поступил в 1919 на ФВЯ ПУ и ок. его в 1922. Попутно с учебой и преп. Р. зав. биб-кой ИВЕЗ, был секр., чл. к-та и зав. архивом ЕИЭО, а в 1924-25 также и Евр. акад. биб-кой, однако в 1925-27 эти учреждения, как и все др. некоммун. нац. общ-ва и организации, были ликвидированы или удалены из Ленинграда. Р. переехал в Минск (1927), где работал сотр. Ин-та евр. культуры и зав. каф. семитологии в Белорусском ГУ. В 1930 каф. была закрыта, и он вновь вернулся в Ленинград, где с 1931 (и до ареста) зав. евр. отд-нием (евр. фондом) ОР ГПБ. Совмещал обработку огромной коллекции древнеевр. рукописей с плодотворной науч. работой; незадолго до ареста акад. В. В. Струве и И. Г. Франк-Каменецкий (а также со своей стороны - дирекция ГПБ) ходатайствовали о присвоении ему уч. степ. докт. наук. В 1930-е работал также в ИЯМ, по плану которого занимался дешифровкой новооткрытого клинописного угаритского письма. С 1936 по совмест. науч. сотр. ЛО ИИ. В 1930-е жил в Ленинграде в "доме С. М. Кирова" (Каменноостровский пр., 26/28). Арестован 26 окт. 1937. Обвинен в принадлежности к "антисов. фашистской националист. организации", под которой следствием понимался кружок поэтов и любителей евр. лит-ры, сформировавшийся вокруг известного поэта Х. Ленского; многие чл. кружка были арестованы еще в 1934 (см.: Велькович, Р. М. Левин). 8 мая 1938 осужден ОСО при НКВД СССР на 8 лет ИТЛ (ст. 58-10, 11 УК РСФСР)*. Отправлен в СевВостЛаг (Колыма). Умер во Владивостокском пересыльном лагере 7 февр. 1939. Многие работы Р. остаются неизд. Реабилитирован заключением Прокуратуры г. Ленинграда от 30 марта 1989*.
Комментариев нет:
Отправить комментарий