Изучение языков тоже сошло на нет. При советском-то изоляционизме зачем было знать языки невыездным совкам? А латынь, как нечто бесполезное, из моды вышла. Не говоря уж о греческом. Свободное владение европейскими языками не культивировалось еще и потому, что безъязыкость была дополнительной Берлинской стеной. Не разговоришься с иностранцами, труднее «остаться» на Западе, не прочитаешь «крамолу» из фонда «Иностранки» и «Исторички».
https://imwerden.de/pdf/novodvorskaya_izbrannoe_tom2_2015__ocr.pdf
Интересно было устроено среднее образование в дооктябрьской России. Право на поступление в университет без экзаменов имели только выпускники классических гимназий. Конечно, они там и алгебру зубрили, и физику (Краевича) почитывали. Но словесность была важнее, и главное, недостижимое для советского и нероссийского школяра, — латынь, греческий, французский, немецкий, история по Иловайскому (сегодняшний уровень истфака МГУ)... Помните молодого поэта из раннего рассказа Катаева, который в 1923 году сидит голодный у себя в мансарде, но читает Апулея в подлиннике? Это он успел закончить классическую гимназию.
Как-то мне в руки попала книжица Мориса Шублие — учебник для французской начальной (!) школы. По истории. Издан в 1870-е годы. Уровень если не истфака, то филфака МГУ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий