Антон Рубинштейн: «человек-эпоха» |
История - Воспоминания |
«Не в жизни искусство, а в искусстве жизнь» А.Г.Рубинштейн Ленинград, 1946 год, июнь. Я сижу у открытого окна, выходящего в глубокий двор-колодец старинного дома. Я готовлюсь к экзаменам на аттестат зрелости и, не переставая, слушаю пластинку с записью арий Демона из оперы «Демон» Антона Рубинштейна. Невыразимо печальная мелодия («Печальный демон – дух изгнанья... М.Ю.Лермонтов), проникновенное исполнение Георга Отса, необыкновенно красивый тембр его мягкого голоса заставляли сжиматься сердце, и я ставила пластинку вновь и вновь. По-видимому, наслаждалась этой музыкой не только я, потому что никто из соседей не постучал в дверь и не потребовал прекратить это «безобразие». Ни пластинки этой, ни патефона у меня уже давно нет, но ностальгия по этой музыке заставила меня купить СД с записями этих арий в исполнении Д.Хворостовского, но... это оказалось уже не то. Эти воспоминания навеяли на меня мысли об Антоне Григорьевиче Рубинштейне – замечательном музыканте: композиторе, пианисте, дирижере, педагоге, просветителе, общественно-музыкальном деятеле, филантропе, уникальные заслуги которого так же, как и его брата Николая Григорьевича Рубинштейна перед отечественной музыкальной культурой, забыть нельзя. Будущий гений фортепианной игры Антон Рубинштейн родился 16 ноября 1829 г. в деревне Выхватинец Подольской губернии в Молдавии в небогатой еврейской семье арендатора Григория Романовича Рубинштейна. Вскоре после его рождения по настоянию деда семья приняла православие, чтобы спасти сыновей от службы в царской армии кантонистами на основании Указа Николая 1, принятого в 1827 году. Крещение позволило им покинуть черту оседлости и переехать в 1834 году в Москву. Мать Антона Калерия Христофоровна Левенштейн (родом из Прусской Силезии) обратила внимание на его интерес к музыке и необыкновенную музыкальную память. Она была хорошей пианисткой и, когда Антону исполнилось шесть лет, стала давать ему уроки фортепианной игры, а через два года передала его в руки опытного, лучшего в то время в Москве пианиста -педагога А.И.Виллуана. Услышав игру одаренного ребенка, Виллуан предложил давать уроки бесплатно, поскольку денег на оплату столь дорогого педагога у семьи не было. Отношения между учителем и учеником сложились прекрасные, и Антон считал его своим другом и вторым отцом. Ему он был обязан блестящей техникой фортепианной игры. Учеба у Виллуана продолжалась пять лет. Когда Антону исполнилось тринадцать, его музыкальное образование фактически было завершено. Первый концерт Антона Рубинштейна состоялся в Москве, когда ему было девять лет. Затем – турне по городам Европы в сопровождении матери и Виллуана. В то время, как пишет в «Автобиографии» Антон Рубинштейн, в Европе было «половодье» юных одаренных музыкантов 10-12 лет, тем не менее, его выступления были встречены восторженно. Он поразил своей игрой таких выдающихся пианистов, как Ф.Шопен и Ф.Лист. Гениальный Лист, которому не было равных в то время во всем мире, назвал его своим наследником в фортепианной игре. Концертное турне продолжалось четыре года. Он выступил в Париже, Вене, городах Германии, Англии, Швеции, Нидерландов. Это были блестящие концерты, вызвавшие в Европе огромный интерес к юному музыканту. Композиторы Ф.Мендельсон, Дж.Мейербер и Ф.Лист, с которыми он познакомился во время турне, оказали благотворное влияние на его музыкальное формирование. Ф.Лист посоветовал взять уроки теории фортепианной игры у знаменитого немецкого педагога З.В.Дена. В 1842 году был издан за рубежом его первый этюд «Ундина». 1846 год принес горестное известие: в Москве умер отец, Антон решил уехать в Вену, которая считалась одним из главных музыкальных центров Европы. Ему было семнадцать лет, и он решил отныне полагаться только на свои силы, тем более, что его семья после смерти отца осталась без средств к существованию. В Вене находился Ф.Лист, и Рубинштейн надеялся на некоторую помощь с его стороны. Однако Лист встретил его более, чем холодно: он считал, что талант совершенствуется и закаляется в процессе преодоления трудностей. Этих трудностей оказалось слишком много. Время пребывания в Вене было самым тяжелым в жизни Антона. Он давал уроки, но оплата их была настолько мизерной, что он часто жестоко голодал. Он много писал, но издано было очень мало, притом за грошовую цену. Через два года Антон вернулся в Берлин. Революционные настроения 1848 года охватили все страны Европы. Людей мало интересовала музыка. Рубинштейн давал уроки и вел богемную жизнь: иногда кутил, иногда голодал. В 1849 году он вернулся в Петербург. В общей сложности за границей он провел десять лет. Из России он уехал ребенком и был вписан в паспорт матери, а вернулся двадцатилетним юношей. На границе его ждал сюрприз. От него потребовали предъявить паспорт, которого у него, естественно, не было, да он и не думал о нем никогда: за все десять лет пребывания за границей он в нем не нуждался. Вопрос стоял остро: или паспорт или в тюрьму. Среди жалкого багажа, который он имел с собой, единственное, что представляло для него ценность, была коробка с рукописями нот произведений, написанных им в течение последних трех лет. Таможенники заподозрили ноты шифрованными посланиями революционеров. Коробку опечатали и забрали, а его выпустили с требованием как можно скорее оформить паспорт. Коробку ему не вернули. Через несколько лет в лавке музыкальной литературы он наткнулся на свои рукописи из этой коробки. Еще в предыдущий его приезд в Петербург он был назначен великой княгиней Еленой Павловной, взявшей его под свое покровительство, придворным пианистом и аккомпаниатором. Сейчас эта работа возобновилась с перерывом на 1854-1858 годы, которые он провел за границей, посетив с концертами Англию, Францию, Германию, Италию, Голландию. Рубинштейн пишет ряд произведений разных жанров. Лист ставит одноактную оперу Рубинштейна «Сибирские охотники» и исполняет его ораторию «Потерянный рай». Рубинштейн дирижирует ораторией Листа «Христос». В 1872-1873 гг. по приглашению фирмы по производству музыкальных инструментов Стейнвей А.Рубинштейн совершил большое концертное турне по Америке вместе с польским скрипачом и композитором Генриком Венявским, группой инструменталистов и певцов. Он пробыл в Америке восемь месяцев и дал 215 концертов в 60 городах при переполненных залах. В «Автобиографии» он написал: «Часто нам приходилось давать по 2-3 концерта в день, переезжая из города в город. Публики всегда было много. Я был собой все время очень недоволен и кончил тем, что стал презирать искусство, себя и человечество. Сколько раз впоследствии мне предлагали полмиллиона марок за поездку в Америку. Ни за что туда не поеду!..» Сказалась слишком напряженная работа во время гастролей. Однако Рубинштейн оказал большое влияние на американскую фортепианную школу. Он был первым русским пианистом такого масштаба, выступившим на американской сцене. Его игра неизменно вызывала восхищение слушателей. Вот что писали слышавшие его игру американцы. Музыкальный критик Артур Абелл: «Сравнивать Рубинштейна с другими пианистами-современниками все равно, что сравнивать Бетховена с ныне живущими композиторами. Гений есть гений, и Рубинштейн – непревзойденный гений фортепиано». Или Иосиф Гофман – любимый ученик Рубинштейна: «Антон Рубинштейн! Мастер, мой наставник! Как прост его подход к музыке – и как прекрасно, возвышенно его творчество!.. Рубинштейн был истинный гений. В своем искусстве он следовал природному чутью, которое всегда превосходит любые правила и навыки, потому что этот природный дар – начало начал. Как часто появляется талант, подобный Рубинштейну? За последние сто лет лишь один – Антон. Те, кому посчастливилось знать его как артиста и как человека, никогда не забудут великого Мастера музыкальной экспрессии». Он выступил также в качестве дирижера оркестра Нью-Йоркского филармонического общества. С этого турне установились связи между российскими и американскими музыкальными деятелями, его произведения исполняются в Америке, переиздаются партитуры его произведений и книги о нем. Рубинштейну было присвоено почетное звание первого в истории «Стейнвей –Артиста». В Америке в мае 1873 года Рубинштейн начал свой уникальный цикл «Исторических концертов». В течение семи вечеров он исполнил лучшие фортепианные произведения от Баха до русских композиторов 19 века. В 1885-1886 годах он продолжил грандиозное по своим целям и исполнению мероприятие. Он осуществил давно задуманный им просветительский цикл «Исторических концертов», чтобы познакомить в первую очередь музыкантов и учащихся музыкальных школ с историей развития фортепианной музыки с начала ее возникновения до конца 19 века, показав ее эволюцию. С этой целью он дал 107 концертов, на которых было исполнено 877 произведений. Концерты повторялись дважды: вечером и на следующий день бесплатно специально для учащихся. Эти концерты были ярким событием, вызвавшим колоссальный интерес музыкальной общественности. Популярность их была неимоверна. Рубинштейн выступил с ними в Москве, Петербурге и крупнейших городах Европы. «Для подготовки к «Историческим концертам» мне понадобилось 50 лет – вся жизнь», - написал впоследствии композитор в своей «Автобиографии». В 1887 году, когда он вторично возглавил Консерваторию, он провел курс по дисциплине, названной им «История литературы фортепианной музыки», состоявшей из 58 лекций-концертов, на которых было исполнено и прокомментировано 1032 произведения. Лекции предназначались для учащихся и преподавателей с целью расширения их кругозора и обогащения репертуара. Лекции охватывали большее количество произведений, чем «Исторические концерты», и давали более подробные о них комментарии. Рубинштейн повторил этот курс дважды: в 1887/1888 и 1888/1889 годах. Трудно представить себе, что такую титаническую работу мог бы сделать кто-нибудь другой. Почти до последних лет своей жизни Рубинштейн не играл по нотам: его невероятная музыкальная память удерживала сотни музыкальных текстов. Даже произведения, слышанные им один раз, он мог сыграть спустя десятилетия. Играл он с закрытыми глазами, в шутку или всерьез объясняя это тем, что однажды старушка в первом ряду зевнула на его концерте, и он не хотел увидеть подобное снова. Концерты продолжались 3-3.5 часа без перерыва, потому что он не любил аплодисменты во время концертов – они его отвлекали и мешали исполнению. Наряду с обширной концертной и просветительской деятельностью А.Рубинштейн много работал как композитор. Страсть к сочинению захватила его, когда ему было 11 лет. Им написано более 200 музыкальных произведений в различных жанрах, в части из них он был новатором. Его симфонии, фортепианные концерты, концерт для скрипки с оркестром, лирическая опера (»Демон») предшествовали произведениям П.Чайковского и С.Рахманинова и оказали на них большое влияние. «От оперы Рубинштейна «Демон» прямые нити ведут к «Евгению Онегину» - это первые лирические оперы на русской почве. От блестящего рубинштейновского Четвертого концерта для фортепиано с оркестром – к Первому Чайковского» (Л.З.Корабельникова). Многие его сочинения основаны на русских народных сюжетах и мелодиях, часто в них присутствуют восточные, в том числе еврейские мотивы, которые ему особенно удавались («Маккавеи», «Суламифь», «Еврейская мелодия» и ряд других). Еврейская тема ему всегда была близка. В начале 1890-х годов он собирался написать оперу на еврейскую тему, «главным героем которой был бы современный еврей, гордый и насмешливый, однако ни одно либретто не удовлетворило его, и он предлагал своим студентам-евреям осуществить этот замысел». Им написано 13 опер: «Дмитрий Донской» или «Куликовская битва» (1849), «Демон» (1871, была запрещена цензурой и поставлена в 1875), «Фераморс» (1880), «Купец Калашников» (1880, после премьеры была запрещена цензурой), «Маккавеи» (1875) и другие; симфонии, концерты, увертюры, музыкальная картина «Россия», оратории, произведения для камерных оркестров, большое количество замечательных романсов, исполнявшихся прекрасными певцами, исполняются они и сейчас. Его оперы ставились в России и за рубежом в городах Европы и Америки: «Моисей», «Маккавеи». «Нерон», «Дети степей», «Фераморс», любимая миллионами опера «Демон». В Израиле поставлена опера «Маккавеи». В октябре 2011 года с огромным успехом была поставлена в Тюмени, Петербурге и Москве последняя опера «Христос». Дирижировал правнук Антона Рубинштейна Антон Шароев. Отличительная черта его музыки – мелодичность. Среди его симфоний наибольший успех имела Вторая - «Океан». Жена П.М.Третьякова, Вера Николаевна, прекрасная пианистка записала в своем дневнике: «Исполнение «Эгмонта» и «Океана» было высокохудожественно. Впечатление от всех семи частей «Океана» было самое яркое. Вторая часть... тронула меня до слез, я сильно расплакалась, - так ярко, горячо ощутила я силу бури и всю силу страданий плавающих». Не все его произведения были одинаково высоко оценены критикой и публикой при жизни и не все исполняются ныне, но многие из них остаются в репертуаре солистов и оркестров, а он был и остается одним из великих русских композиторов 19 века. Роль Антона Рубинштейна в русской и мировой музыкальной культуре огромна. Она уникальна своей глубиной, размахом и разнообразием. В первой половине 19 века в России еще не существовало профессионального музыкального образования. Рубинштейн остро ощущал его необходимость. «Возможно ли, - писал он, - что человек, выбравший музыку своей профессией, не признается обществом быть только музыкантом, и никем иным? Сотни лет существуют профессии художников, артистов, но не музыкантов». («Автобиография», c.93). Известно, что А.Бородин был ученый-химик, П.Чайковский – правовед, М.Мусоргский - офицер и т.д. В 1861 году в журнале «Век» Антон Рубинштейн напечатал статью «О музыке в России», в которой критиковал дилетантизм и любительство в российской музыке. «Если ты музыкант, - писал он, - то должен отдавать музыке всего себя: мысли, чувства и время». Только профессиональное образование в консерватории может успешно воспитывать таланты. Эта статья произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Сейчас даже невозможно представить развитие музыкального искусства без широкой сети музыкальных школ разного уровня. Однако многие талантливые композиторы в то время были против музыкального образования. Особенно непримиримы были композиторы – члены «Могучей кучки», объявившие себя «Новой русской школой». Они считали, что целью русских композиторов должно быть воплощение русской национальной идеи в музыке. Они полагали, что образование причинит только вред самобытным талантам, прививая академизм и подавляя их свободное воображение. Их позицию выразил известный музыкальный и художественный критик В.В.Стасов – идеологический вождь «Могучей кучки». Он писал, что в дилетантизме ничего плохого нет, что он противник профессионального образования, что консерватории в Европе полностью себя дискредитировали и явились «бастионами серости». Он назвал Рубинштейна «чужаком», не имеющим ничего общего с русскими корнями и русским искусством. Рубинштейн видел шире и глубже, чем его противники, он был новатором и обладал целеустремленностью и огромной энергией. В 1857 году он находился в Италии вместе с Великой княгиней Еленой Павловной, образованной, с передовыми взглядами женщиной. Именно тогда возникла идея, что «что-нибудь должно быть сделано для музыкального образования российского общества; и это было там, где первые концепции Российского музыкального общества в Санкт-Петербурге взяли свое начало». («Автобиография», с.83-84). В 1858 году Рубинштейн основал Певческую академию, в следующем году – Русское музыкальное общество и учебные классы при нем, а в 1862 они были преобразованы в Петербургскую консерваторию. Открытие Консерватории вызвало такой энтузиазм, что в первый же год в нее записались 179 человек, а на следующий год – 200. Антон Рубинштейн стал первым ее директором и профессором. Он даже сдал экзамен и первым получил диплом Консерватории на звание свободного художника. Все свое жалование директора он отдавал неимущим учащимся. Вскоре по примеру Петербургской появились консерватории в Москве (в 1866 году, ее возглавил брат Антона Николай Рубинштейн), Киеве, Харькове и других городах. Статус окончивших Консерваторию был очень высок: им присваивалось звание почетного гражданина. В 1906 году около Петербургской консерватории был установлен памятник М.И.Глинке в связи со столетием со дня рождения композитора. В 1952 – с противоположной стороны здания – памятник Н.А.Римскому-Корсакову, который сорок лет был профессором Консерватории. В 1944 году Петербургской консерватории было присвоено имя Н.А.Римского-Корсакова, хотя он был против ее создания. А вот имя А.Г.Рубинштейна, по чьей инициативе и благодаря блестящему организаторскому таланту которого была создана Консерватория, и который стал первым ее директором, она не получила. Его имя было присвоено Большому залу Консерватории, и в 1904 году в его фойе был установлен ему памятник. Основание Петербургской консерватории, положившей начало высшему музыкальному образованию в России, было событием мирового значения. Ее закончили многие талантливые музыканты. Первый выпуск состоялся через три года, в 1865 году. В числе выпускников был П.И.Чайковский с большой серебряной медалью, сохранивший благодарность А.Рубинштейну как своему педагогу на всю жизнь. В наше время ее выпускниками были Д.Д.Шостакович, С.С.Прокофьев, Ю.Х.Темирканов, В.П.Соловьев-Седой и многие другие. В этом году 8 сентября исполнится 150 лет со дня открытия Петербургской консерватории. Еще одно событие, также мирового значения, связано с именем Антона Рубинштейна. Он организовал первый Международный конкурс молодых композиторов и пианистов на свои личные средства и с премией своего имени. С 1890 года они проводились каждые пять лет в разных городах России и Европы. Первый конкурс под председательством самого А.Рубинштейна состоялся в Петербурге, второй в 1895 – в Берлине; третий – в Вене, затем - в Париже, снова в Петербурге в 1910 году, шестой, предполагавшийся в Берлине в 1915 году, не состоялся из-за начавшейся войны. В дальнейшем конкурсы молодых музыкантов вошли в практику международных соревнований. Для молодых музыкантов это была прекрасная возможность проявить свои таланты и достичь известности. В 1867 году из-за несогласия с волевыми решениями Министерства императорского двора и Министерства образования по поводу методов преподавания и ведения дел Консерватории Рубинштейн оставляет свой пост. Он уезжает за границу, Европу и Америку, где дает большое количество концертов, в том числе с благотворительной целью в пользу студентов и бедных, собрав более 300 тысяч рублей – огромная сумма по тем временам. Его концерты имеют колоссальный успех. Парижская пресса пишет, что «Рубинштейн произвел впечатление, какого не запомнить со времен Листа». Он выступает как пианист и дирижер, в том числе своих произведений. В 1887 году Петербургская консерватория столкнулась с непреодолимыми внутренними трудностями. Было решено снова пригласить Антона Рубинштейна. На этот раз его требования организации учебного процесса были приняты без возражений. В начале января этого года он снова занял пост директора Консерватории, которую он основал двадцать пять лет тому назад. Он нашел, что положение изменилось к худшему и, как он писал матери, «едва ли легче исправить старое, чем начать сначала». Рубинштейну удается добиться того, что Консерватории отдают в собственность и перестраивают здание бывшего Большого театра. К сожалению, увидеть ее в этом здании ему уже не пришлось. Она открылась в 1896 году через два года после его смерти. Он много работает, читает уникальный курс лекций – концертов. Но работа его в Консерватории продолжалась недолго. Вторично он покинул ее в 1891 году. Это было вызвано травлей со стороны реакционной прессы. На страницах газеты «Гражданин» не утихала завуалированная антисемитская кампания. В разговоре с одним музыкальным критиком Рубинштейн сказал: «Я сделал все, что я мог, и что я считал необходимым и полезным для этого, но это не все, что я хотел бы. Я преодолеваю серьезные препятствия и, главным образом, равнодушие... а также враждебность хорошо известной вам прессы против всего, что я делаю». (P.Taylor, 219). Он решил оставить свой пост и посвятить все время концертной деятельности. Он уезжает в Дрезден. Рубинштейн делил свое время между Петербургом и разными странами Европы, в основном Германией, где очень плодотворно работал и много выступал. Там были сыграны и поставлены почти все его произведения. Европа ценила его и как композитора, и как пианиста-виртуоза, и как дирижера. В то же время в России его самого и его творчество считали не совсем русскими; несправедливо обвиняли в том, что в своих концертных программах, когда дирижирует оркестром, он отдает предпочтение второстепенным немецким композиторам. Как-то Рубинштейн сказал с горечью: «Для евреев я – христианин, для христиан – еврей, для русских я – немец, для немцев – русский». Его сознание раздваивалось: он не мог полностью отрешиться от своего еврейского происхождения. Несмотря на свое официальное православие, ему приходилось испытывать юдофобские нападки даже от музыкантов. Особенно агрессивен был член «Могучей кучки» композитор М. Балакирев. В 1850-е годы, когда Рубинштейн приступил к организации музыкальной школы и Консерватории, нападки на него заметно усилились. Он много жил за рубежом. Это вызывало недоверие и даже враждебность к нему как к «чужаку». По происхождению он был еврей – антисемитизм в России всегда был орудием реакционеров. Он был талантлив и успешен – это вызывало зависть с одной стороны и противодействие всему новому, что он предпринимал – с другой. Не поэтому ли имя Рубинштейна не было по достоинству увековечено в российской культуре? Его детище – Петербургская консерватория по праву должно было носить его имя. В 1865 году Антон Рубинштейн женился на Вере Александровне Чекуановой, с которой познакомился в Баден-Бадене на балу. После очень успешного турне по Америке у Рубинштейна появилась возможность купить, наконец, собственный дом. Просторная красивая вилла была куплена в красивейшем пригороде Петербурга Петергофе (Петродворце). Прекрасная природа и покой помогали его творчеству. Здесь было написано много произведений: опера «Маккавеи», Четвертая симфония и много других. Рубинштейн любил людей. У них часто бывали гости и часто звучала музыка. По свидетельству слушавших его, так, как играл Антон Рубинштейн на своих домашних концертах, он не играл нигде. Вот что пишет об этом В.В.Стасов. «Из третьей комнаты я услыхал несколько могучих аккордов его на фортепиано. Лев разминал свои царские лапы...Вся зала замерла, наступили секунды молчания. Рубинштейн будто собирался, раздумывал – ни один из присутствовавших не дышал, словно все разом умерли, и никого нет в комнате. И тут понеслись вдруг тихие, важные звуки, точно из каких-то незримых душевных глубин, издалека, издалека. Одни были печальные, полные бесконечной грусти, другие задумчивые, теснящиеся воспоминания, предчувствия страшных ожиданий. Что тут играл Рубинштейн, то с собою унес в гроб и могилу, и никто, может быть, никогда уже не услышит этих тонов души, этих потрясающих звуков – надо, чтобы снова родился такой несравненный человек, как Рубинштейн, и принес с собою еще раз новые откровения. Я в те минуты был беспредельно счастлив...» Тут уместно вспомнить слова писателя Гаршина после одного из концертов: «Антон Григорьевич играл, и так играл, как я никогда не слышал... У всех на глазах были слезы. Играл он как бог». В Петергофе Рубинштейн был счастлив. Он писал матери: «Со вчерашнего дня я снова дома... Я будто вновь родился». Он помогал местным жителям. В июле 1885 года он дал благотворительный концерт в пользу погорельцев, пожертвовал 3000 рублей мужской прогимназии, 400 – приюту для бедных. Гении – люди необычные, а Антон Григорьевич Рубинштейн был без сомнения гений. Он был щедро одаренной от природы личностью, мощная, страстная натура, с горячим темпераментом. Это был сильный, волевой человек, властный и не склонный к компромиссам, если дело касалось искусства. Он был неутомим в достижении целей, а цели он ставил перед собой огромные, почти невозможные. Он всегда следовал своему девизу: «невозможное сделать возможным». Трудолюбие, независимость и твердость характера отличали его всю жизнь. Большое влияние имела на него его мать, которую он очень любил, женщина с сильным характером, воспитывавшая его в строгих правилах. «Как человек, как общественный деятель Рубинштейн был редкой чистоты и благородства, ко всем людям относился одинаково, невзирая на положение и происхождение». П.И.Чайковский видел в Рубинштейне «не только великого пианиста и композитора, но также человека редкого благородства, откровенного, честного, великодушного, чуждого низким чувствам, с ясным умом и бесконечной добротой». В письме к Надежде фон Мекк он писал: «Было видно, что он очень тронут той любовью, которую Москва столь горячо выразила ему. Необходимо сказать правду, что Рубинштейн заслуживает все те почести, которые ему оказывают. Помимо того, что он исключительно одаренный музыкант, он безусловно честный и великодушный человек, и всегда стоял и стоит выше всех этих мелочных ссор из-за пустяков». (Р.Taylor, с.197). Он умел вдохнуть в учеников жажду знаний и любовь к искусству. Его ценили коллеги и студенты за прямой характер, бескорыстие и готовность прийти на помощь. С середины 1887 года он решил закончить свою концертную деятельность. Все концерты, которые он давал после этого, были с благотворительной целью. Последний благотворительный концерт он дал за несколько месяцев до своей смерти в январе 1894 года. Он был поистине бессребреник. Он помогал всем, кто в нем нуждался. Он не был богат, и недостаток денег в семье бывал порой причиной недовольства жены. Его внешность соответствовала его могучей натуре. Черная грива непослушных волос, твердое, волевое лицо с глазами, прикрытыми веками, атлетическая фигура с мощными руками и сильными пальцами – все это, не говоря уже о его игре, производило сильное впечатление на всех, кому посчастливилось видеть и, главным образом, слышать Антона Рубинштейна. Он поражал и даже потрясал слушателей мощными трагическими звуками, извлекаемыми из рояля. Случалось иногда, что во время быстрой игры он брал неправильную ноту, но это не влияло на общее впечатление, на мощное ее воздействие на слушателей. Иногда удары по клавишам были столь сильны, что лопались струны. Это нравилось не всем. Музыканты со спокойным стилем игры не принимали стиль Рубинштейна. После его концерта талантливая пианистка Клара Шуман записала в своем дневнике: «В нем чувствуется могучий дух, исключительная поэтичность и оригинальность, но для целого концерта его слишком много. Рубинштейн не заботится о пропущенных нотах – лишь бы донести до слушателя свою концепцию и сделать ее достаточно яркой. Рубинштейн играл «Лесного царя» Шуберта в переложении Листа восхитительно. В тех местах, где ребенок пугается, рояль от движений его рук словно дрожал в ужасе. Эти звуки заставляли буквально цепенеть». Любимыми композиторами, произведения которых часто исполнял Рубинштейн, были Бетховен, Шопен и Шуман. Ему были близки как трагедийно-героические, так и лирические мотивы музыки этих авторов. Оставив Консерваторию, он уехал в Дрезден. Он чувствовал себя там спокойно и комфортно. Возможно немецкая культура, привитая ему матерью, выросшей в Пруссии, была ему близка. Зимой 1893-1894 года он серьезно заболел и в мае вернулся в Петергоф. Внезапная смерть от сердечного приступа настигла его 8 ноября 1894 года в неполных 65 лет. До самого конца он много работал, несмотря на предостережения врачей. Больное сердце, смерть младшего сына, переутомление ускорили конец. Сотни людей из многих городов России и Европы приехали проститься с гениальным музыкантом. Статьи и некрологи о нем появились в газетах более 50 городов мира. Его именем названа бывшая Троицкая улица в Петербурге, где он снимал несколько лет квартиру в доходном доме, Детская музыкальная школа в Петергофе, Музыкальный колледж в Тирасполе. Он был Почетным гражданином Петергофа, в 2005 году Антону Рубинштейну был установлен там памятник. Равным Рубинштейну был только Ф.Лист. Современники говорили: гением фортепианной игры первой половины 19 века был Лист, второй половины – Антон Рубинштейн. Популярность его в Европе и России была невероятна. В России люди говорили: «так играет Антон», «так сказал Антон», и всем было ясно, что речь идет о Рубинштейне. Ему посвятили множество стихов, знаменитые художники – И.Репин, И.Крамской, В.Перов, М.Врубель писали его портреты, о нем с восхищением отзывались Л.Толстой и И.Тургенев. К сожалению, в те времена звукозапись еще только зарождалась, и мы не можем услышать его гениальную игру хотя бы в записи. И только восторженные описания дают нам некоторое о ней представление. Поэтому хочется процитировать еще одно описание впечатления от его игры. «Он порабощал вас своей мощью, и он же увлекал вас своим изяществом, грациозностью исполнения, своим бурным, огненным темпераментом, своею теплотой и лаской... Играя, Рубинштейн творил, и творил неподражаемо, гениально. Игра Рубинштейна поражала своей простотой. Звук его был поразительно сочный и глубокий. Рояль звучал у него как целый оркестр, и не только в смысле силы звука, но и тембрового разнообразия» Трудно переоценить колоссальное значение деятельности А.Г.Рубинштейна для российской и мировой культуры вообще и музыкальной в частности. Он сблизил Россию с Европой и Америкой, познакомил мировую общественность с лучшими музыкальными произведениями русских композиторов. Его усилиями была создана Петербургская консерватория – одна из лучших в мире, где он сам учил мастерству молодых музыкантов. Он способствовал расширению музыкального образования в России. Создание школ намного повысило уровень композиторского и исполнительского искусства, вовлекло в него широкие массы талантливых людей. «Исторические концерты», которые он дал в целях просветительства, причислены к числу «самых выдающихся явлений музыкальной жизни» конца 19 века. Творчество Рубинштейна как композитора, его новаторство предшествовали талантам, которые пришли после него: П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов и многие другие. Его гениальная фортепианная игра вдохновляла и учила молодых исполнителей, как в свое время его вдохновляла игра Ф.Листа. Библиография: Rubinstein, Anton. Autobiography. 1829-1889. Boston,1890. 171 c. Taylor, P.S. Anton Rubinstein. A Life in Music. Bloomington (IN),2007. 340 c. Статьи из Интернета. Нелли Зак |
Комментариев нет:
Отправить комментарий